Рыбная отрасль

«Металлические традиции» угрожают приморскому судостроению

Мировая практика малого и среднетоннажного судостроения говорит о том, что 80-90% флота уже давно строится из полимеркомпозитных материалов. Однако в Приморье практика заводов, ориентированных на гигантские сроки и бюджеты, всеми силами держится за «металлические» традиции. Гиганты не дают дорогу молодому для России производству – композитному, обеспечивая высокую конкуренцию.

Но «здоровую» ли?

Композитное судостроение – новая отрасль для Приморья. На сегодняшний день компаний, которые готовы внедрить новинку на местный рынок, немного, одна из них ООО «Композитное кораблестроение».

Компания является резидентом свободного порта Владивосток и на своем счету имеет не один десяток успешных работ. С 2018 г. компания поставила первый катамаран в Республику Корея, пять прогулочных катамаранов от прибрежного до океанского класса. В том числе катер длиной 11 м, вместимостью 12 пассажиров, который развивает скорость более 35 узлов.

Также в арсенале ООО – опыт строительства двух 10-метровых прогулочных катамаранов Pacifico Adventure 99 для российского заказчика и двух 12-метровых пассажирских катамаранов Pacifico Cruise 120.

На сегодняшний день ООО «КК» является одной из немногих, осуществляющих строительство пассажирского и прогулочного флота катамаранного типа, а также патрульных и рабочих судов из композитных материалов на российском рынке судостроения. Всего за период деятельности компании реализовано более 50 проектов и зарегистрировано более 12 авторских патентов.

Основное отличие от привычного всем судостроения, где используют металл, – производственные мощности верфи дают возможность строить суда в наиболее оптимальные сроки, не снижая при этом качества исполнения. В основе лежит использование формовых заготовок, которые разительно отличают процесс изготовления корпуса судна.

Простыми словами: по «металлическим» технологиям судно отстраивается каждый раз заново, с нуля, что требует огромных вложений, а также времени. При композитном строительстве корпус просто «отливают» в уже готовые формы.

Все эти качества позволили компании расширить свой потенциал и выйти на новый уровень. В 2020 г. между «КК» и Росрыболовством был заключен контракт на строительство судна, которое в корне поменяет представление о композитном кораблестроении и этой отрасли в целом.

Тип судна: среднетоннажный сейнер-траулер из полимерного композиционного материала (ПКМ), двухпалубное, дизельное, одновинтовое с ВФШ в неповоротной насадке судно с одним охлаждаемым трюмом, носовой надстройкой и рубкой в один ярус и кормовым расположением МО.

Судно предназначено для снюрреводного и тралового лова рыбы донных пород и креветки, хранения до 150 т охлажденной рыбопродукции в охлаждаемом трюме при температуре около минус 25 ºС. Ледовый класс – Ice2, предусматривающий регулярное плавание в мелкобитом разреженном льду неарктических морей толщиной до 0,5 м.

Уникальность проекта в том, что это первое рыбопромысловое судно такого размера и водоизмещения, которое будет строиться в России. Впервые у судна из композитных материалов будет ледовый класс – способность плавания в ледовых условиях.

Проект открывает возможность применения композитных в серийном строительстве судов и существенно снизить и сроки и стоимость. Изготовленная один раз оснастка позволяет тиражировать корпуса со скоростью, просто не достижимой с традиционным судостроением из металла. Навсегда снимаются проблемы коррозии, необходимости окраски.

Развитие Дальнего Востока сегодня связано с рыбной отраслью, которая, несмотря на политику импортозамещения, все никак не может подняться с колен, серьезные проблемы создает состояние рыболовецкого флота, который катастрофически изношен. В Дальневосточном бассейне эксплуатируется более 1,5 тыс. судов, а это 70% всего рыбопромыслового флота России. И почти все они были построены еще в советское время – в 70-80-е годы прошлого века. Каждый год списываются десятки судов, в течение ближайших 10 лет потребуется почти полное обновление промыслового флота.

Если не строить новые корабли, через 5–10 лет Россия может остаться без своего рыболовного флота (производительность на российских судах в несколько раз меньше, чем на современных иностранных). Так как российский рыбопромысловый флот недостаточно конкурентоспособен, без замены кораблей он будет терять конкурентоспособность.

Рыбаки должны работать на более производительных, безопасных, комфортабельных и удобных судах, чем суда 1980-х годов постройки, которые использует российский рыбопромышленный комплекс сегодня. Реализация нового проекта рыбопромыслового судна, который осуществляет сейчас «КК», – это на данном этапе единственная возможность запустить данное направление в Приморье и во всей России.

Аналогов таких проектов в гражданском судостроении в РФ на сегодня нет. Однако это стремление разделяют не все участники судостроительного рынка Приморского края.

Ранее компания «КК» столкнулась с рядом неприятных ситуаций, в которых прослеживается единая линия. По мнению руководителей компании «КК», вся компрометирующая репутацию конкуренция давно вышла за рамки дозволенного.

К саммиту АТЭС-2012 было решено построить три пассажирских судна, которые впоследствии планировалось использовать для перевозки пассажиров на островные территории. Договор на строительство одного из катамаранов проекта CD342 был заключен 16 декабря 2011 г. Однако после завершения контракта катамаран «Владивосток», детище «Пасифико Марин», который возглавлял Сергей Волошенко, так и не был спущен на воду.

Дело в том, что в 2013 г. после судебных разбирательств ООО «Пасифико Марин» получил иск от заказчика на расторжение и возврат денежных средств, выплаченных компании в качестве аванса. Компания пыталась отстоять свои права, однако арбитражный суд признал возражения «Пасифико Марин» неубедительными и вынес решение, которым удовлетворил исковые требования. А на катамаран был наложен арест.

С того момента прошло больше восьми лет, однако попытки «заглушить» деятельность специалистов по композитному судостроению не прекратились. Сегодня ситуация повторяется: «КК» работу выполнил, но ее не «засчитали», вместо этого на компанию посыпались иски, а доводы и аргументы руководителей в защиту своей деятельности не принимают во внимание.

Компания борется с обстоятельствами, которые «К» описывал ранее. И без поддержки, а также помощи государства перспективное и материально устойчивое в России направление пойдет ко дну.

КОММЕНТАРИЙ

Алексей Пикалов, заместитель министра Минпромторг Приморского края:

«Кораблестроителей, настоящих и действующих, в нашем регионе действительно мало. В этой ситуации мы хотим и будем оказывать поддержку кораблестроительным компаниям, независимо от их направления деятельности. Для нашего региона кораблестроение – это, безусловно, важная отрасль».

Дата публикации: 
30.06.2020