ПОСЛЕДНИЙ «БАРМАЛЕЙ»

Автор: 
Комсомольская правда

 Большие морозильные рыболовные траулеры два советских судостроительных завода (один в Николаеве, это теперь Украина, другой - в Клайпеде, ныне - Литва) строили сотнями. За 11 лет - с 1958 по 1969 год - рыбная промышленность СССР получила 272 таких судна. Они были надежными, неприхотливыми и бороздили моря и океаны десятилетиями. Они стали по-своему легендарными.


И вот последний БМРТ проекта 394, тип «Маяковский», покинул свой причал во Владивостоке, чтобы отправиться в рейс, из которого не вернется - на металлолом в Индию. Его имя - «Данко», оно ни разу не менялось с момента постройки, порт приписки - Петропавловск-Камчатский, судовладелец - компания «Корякморепродукт».
 
 
 
СЕРДЦЕ «ДАНКО»
 
Капитан-директор большого морозильного траулера «Данко» Игорь Ганев в этот последний рейс своего судна не пошел. Отказался. На этом борту прошли 16 лет его жизни. В рассказе капитана звучит и светлая грусть, и тягостная ностальгия.
Игорь Ганев, капитан-директор БМРТ «Данко»:

- 3 марта ему исполнилось 53 года, и из этого более чем полувека на его мостике 16 лет простоял я. Хороший корабль, я к нему привык. Я бы и еще поработал на нем, если бы его сделали, но при этом я хорошо осознаю, что затраты уже не стоят того. Ведь фактически ему уже нужен не капитальный ремонт, а глубокая модернизация, чтобы он мог соответствовать условиям и требованиям современного промысла. А это несколько лет судоремонта, замена практически всей начинки. 53 года для траулера - это великая и долгая жизнь. У нас много таких пароходов, которые строились еще в Советском Союзе, и они до сих пор ходят. В СССР судостроение было крепким, строили с особым запасом прочности. Но условия, в которых живет судно, его рейсы, обслуживание, ремонт, команда - ох как влияют на срок эксплуатации. У БМРТ 394-го проекта жизненная сила была хорошей. Это были суда - рабочие лошадки советского рыбного промысла, их гоняли в хвост и гриву. Только сравните: в Росрыболовстве есть парусные суда, которым больше 100 лет, но с них сдувают пылинки, это «белые» корабли. А траулер в Охотоморской экспедиции надрывает машины на трале с хорошим уловом так, что у капитанов чуть ли не сердца останавливаются вместе с двигателем - выдержит ли?! Сердце «Данко» - это и мое сердце. Я поэтому в этот крайний рейс и не пошел.

Уже и государства, в котором строили эти суда, не существует, а последний из могикан гигантского флота советских траулеров-морозильщиков от пирса на Эгершельде отправляется в рейс все еще самостоятельно.
 
 
 
- Из этой серии наш «Данко» - последний. Еще попадались на Дальневосточном бассейне до этого «Пахача», «Йохан Келлер», но их уже лет 7-8 нет. Наверное, крайний остался. Больше таких кораблей нет, - говорит капитан Ганев.
 
 
КОРМИЛЕЦ И КУЗНИЦА КАДРОВ
Компания «Корякморепродукт» приобрела судно 21 год назад у краснодарского ОАО «Росфлот». В том же 1998 году «Данко» ушел в свой первый рейс на промысел в Берингово море. Каждый год с конца февраля по ноябрь он в качестве морозильно-рефрижераторного судна уходил на промысел донно-пищевых объектов и рыбы лососевых пород. За это время «Данко» принял и переработал более 105 тысяч тонн сырца, выработал более 80 тысяч тонн рыбопродукции.
С учетом ежегодной ротации на судне за 21 год отработало более 2500 человек. «Данко» побывал в Японском, Охотском, Беринговом, Желтом и Восточно-Китайском морях Тихого океана, пройдя более 110 тысяч морских миль.

Фактически именно на доходы от деятельности БМРТ «Данко» компания «Корякморепродукт» смогла построить и ввести в эксплуатацию в 2003 году СПБ «Хайлюля», которая и по настоящее время работает на лососевой путине.

- Практически половину своей жизни судно прослужило в нашей компании. Решение на его списание принималось трудно, так как БМРТ «Данко» до 2003 года был единственным кормильцем компании. Потом появилась СПБ «Хайлюля», но она работала только на лососе, все выловы на донно-пищевые породы вплоть до 2015 года выполнялись исключительно БМРТ «Данко». Понятно, что все работники компании относились к нему с особым трепетом. Но затраты на его ремонт с каждым годом становились все ощутимее, и к 2020 году практически вся прибыль уходила на восстановительный ремонт. Да и судно перестало отвечать всем новым конвенциям и требованиям, выдвигаемым современной жизнью в области безопасности мореплавания и экологии. Поэтому и было принято это тяжелое для всех решение о его списании, - говорит заместитель генерального директора компании «Корякморепродукт» Александр Михайлович Ткаченко.
21
 
год
2500
 
человек
5
 
морей Тихого океана
110 000
 
морских миль
За время деятельности БМРТ «Данко» в Корякморепродукте образовался костяк флотских специалистов, которые работают в компании и по сей день. Таких как заместитель директора по безопасности мореплавания Р. П. Аристов, первый капитан-директор БМРТ «Данко» в компании «Корякморепродукт». Это и морской инспектор В. И. Герасимчук, в 1999-2004 годах старший помощник капитана «Данко». Капитан-директор И. В. Ганев, проработавший на «Данко» более 17 лет. Электромеханик А. В. Поленецкий, проработавший в компании 21 год и работающий поныне. Старший механик Н. А. Попов, к сожалению, ныне покойный, проработавший на «Данко» более 15 лет. Третий механик А. А. Метелкин, проработавший более 12 лет и перешедший вместе с капитаном на новое судно. Помощник капитана по РЭ В. Н. Лисовский и старший помощник капитана А. Ю. Горбунов, проработавшие более 12 лет.

- Большое число моряков посвятили значительную часть жизни этому судну. Все это говорит о какой-то внутренней доброй энергетике, которая всегда ощущалась на «Данко». Да и название его говорит само за себя, - резюмирует Александр Ткаченко.
 
ОСНОВА ФЛОТА
В книге «Рыбное хозяйство СССР за 50 лет Советской власти», библиографической редкости, изданной в тот же год, когда строился «Данко», в 1967 году о БМРТ написано внешне сухо, но плохо скрываемая гордость в этом тексте чувствуется:

«Освоение отдаленных промысловых районов с целью увеличения добычи рыбы, повышение качества ее обработки, необходимость длительного хранения готовой продукции на промысле и при транспортировке потребовали создания судов нового типа - больших морозильных рыболовных траулеров. В Советском Союзе впервые в мире начато серийное строительство судов этого типа.
В 1958 году они стали поступать на флот. Водоизмещение БМРТ - около 3700 тонн, мощность главного двигателя - 1900-2400 л. с. Высокие мореходные качества, совершенная рыбопоисковая аппаратура, большая автономность плавания, кормовая схема траления, хорошие условия обитаемости позволяют БМРТ вести успешный промысел в любой части Мирового океана в течение 2-3 месяцев и добывать до 100 тысяч центнеров рыбы в год.

Применение высокопроизводительных рыбообрабатывающих машин, мощных морозильных и рефрижераторных установок дали возможность изготовлять непосредственно на траулере самые разнообразные виды готовой продукции: свежемороженую рыбу, консервы (60 наименований), рыбий жир, рыбную муку и хранить их до прихода в порт.

Большие морозильные рыболовные траулеры - основа флота рыбной промышленности СССР».
 
Капитан Ганев на мостике «Данко» говорит не в стиле советской пропаганды и без пафоса, но приведенную цитату подтверждает:

- Эта серия была крутой для своего времени, это были, как сейчас бы сказали, продвинутые корабли. Это были самые первые многофункциональные тральщики, они сами и добывали рыбу, и обрабатывали ее. Изначально экипаж здесь был 101 человек. В 60-е годы для рыбной промышленности БМРТ это была революция, технологический прорыв, буквально скачок вперед. Они и мороженую продукцию делали, и готовую икру солили сами, консервы делали, здесь маленький икорный цех был когда-то раньше. Консервный трюм, цех - все это было здесь. Рыбий жир варили, муку делали - буквально всё.
 
ОТКУДА КЛИЧКА «БАРМАЛЕЙ»
На рыбопромысловом флоте к судам класса БМРТ и именно этой серии типа «Маяковский» - так называлось первое судно, построенное по этому проекту, - довольно быстро приклеилась кличка - Бармалей.
Откуда она взялась, не знает никто. Скорее всего, потому что именно в 1967 году в кинотеатрах СССР, а потом и на Центральном телевидении с ошеломительным успехом прокатывают фильм Ролана Быкова с Олегом Ефремовым в главной роли «Айболит-66». Премьера фильма состоялась 19 апреля 1967 года, а «Данко» был спущен на воду буквально за месяц до премьеры - 3 марта 1967 года. Причем злодея Бармалея в «Айболите-66» играл сам Ролан Быков, любимый в народе актер. Звуковое совпадение согласных в аббревиатуре БМРТ с именем героя Быкова, видимо, тоже фиксировало это любовное отношение рыбаков к такому классному и эффективному промысловику нового типа.

Спрашиваем капитана о рыбацком жаргоне: Бармалей про БМРТ - это ругательное или ласковое прозвище?

Он смеется: «Ну это не ругательное. Мне так ничего. Ну Бармалей и Бармалей. Ничего такого страшного в этом нету. Бармалей, он и должен быть такой Бармалей».
 
 
ЛЕД И ПЛАМЯ «ДАНКО»
В море без экстремальных ситуаций не бывает, особенно в Охотском море, на минтаевых путинах. Семь БМРТ этого проекта затонули, включая головной «Маяковский». Но трагедий, как с предыдущими траулерами СРТ, когда погибали всем экипажем, не было: случались жертвы, но основной состав успевали забрать с уходящего на дно судна. «Данко» прожил свои 53 года без каких-либо особых «экстримов».
- Шторма бывали жестокие. Но этот корабль остойчивый, хороший, претензий в этом отношении к нему нет, - говорит Игорь Ганев.

Историй, когда рыбацкий флот по нескольку судов оказывался затертым во льдах, «Данко» тоже избежал благодаря экипажу: «Мы его щадили, во льды не загоняли. Естественно, у нас и ледовый класс Регистра не тот, чтобы можно было грубо залезать в жестокий лед, мощный лед. Долбиться приходилось. Но мы же знали, что наш Бармалей старенький, и корпус щадили, но без льда в Охотском море никак. Лазили. Но нигде не застревали. Лет 5-6 подряд мы ходили в зимнюю рыбалку на минтай, в Охотское море. Нигде не застревали основательно, пробивались своим ходом. На селедке было такое пару раз, автономно работали с СТРами-420. Ничего, нормально, он чувствовал себя хорошо во льдах.
 
И ДАЖЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
Большие морозильные рыболовные траулеры строились в СССР для автономной рыбалки в любом районе Мирового океана. Поначалу их распределяли только по государственным рыболовецким предприятиям, колхозы траулерный флот не получали, они обходились маленькими сейнерами, фактически для прибрежного рыболовства - МРС «мэрээсами», которые тоже в силу своей многочисленности стали легендарными.
«Данко», спущенный на воду в марте 1967-го с построечным номером 961, пришел в Находку и вошел в состав флота Находкинской базы активного морского рыболовства БАМР. В те годы БАМР считался передовиком: ему принадлежал всесоюзный рекорд по добыче олюторской сельди; флот БАМРа ходил на тунцеловный промысел и добычу криля у берегов Антарктиды, скумбрии и ставриды - в Тихом океане, сардинеллу и сардинопс у берегов Африки, кальмара у берегов Новой Зеландии.

Экипаж одноклассника «Данко» БМРТ «Революционер» открыл у берегов Гавайских островов богатую рыбой подводную возвышенность, и ее так и назвали - банкой БМРТ «Революционер». В Охотском и Беринговом морях бамровские Бармалеи добывали сельдь, минтай, камбалу, терпуга, окунь, скумбрию, угольную рыбу; в зоне США ловили хека.

Главным преимуществом траулеров такого типа была их полная самостоятельность, им не нужно было сдавать уловы на плавбазы или возвращаться в порт: поймали, переработали, при загрузке трюмов подозвали транспортное судно и отправились забрасывать трал дальше.
 
В БАНЮ ПО-СОВЕТСКИ
Не самыми комфортабельными были каюты и бытовые условия, но рыбаки не жаловались. Эффективность этих судов и их немалые уловы приносили хорошие заработки. Но Игорь Ганев не скрывает, что быт на этих судах был все-таки «бармалейским»: «Бытовые условия здесь не такие, как на новых кораблях, что сейчас строятся для рыбаков. Здесь - ни в какое сравнение. Но, по крайней мере, с банками, канистрами и ведрами воды не ходили, всегда после смены можно было помыться. В каждой пересменке из обрабатывающего завода народ поднимался в баню, она у нас такая, как были в советские времена публичные бани, - с шайками. Вот такое у нас было. Как ходили в СССР с шайками в банный день, так и у нас осталось. И душевые тоже при бане. Но не бедствовали в этом отношении».
ПАМЯТНИКА НЕ БУДЕТ
В 90-е годы эти суда БМРТ первого поколения уже считались старым флотом и практически все ушли на слом, тот же легендарный «Революционер» отправился на металлолом еще в 1992 году. Многие БМРТ были брошены в иностранных и отечественных портах и в итоге затонули у причала или на якоре. Траулеры класса БМРТ строятся и поныне, но это уже другие проекты, а Бармалеи, совершив океанский прорыв в рыбной промышленности, ушли в историю.
Моряки с «Данко» полагают, что в традиции мемориальных кораблей обязательно должен был быть БМРТ 1-го поколения, как МРС-80 на Чуркине во Владивостоке или СРТ-129 в Калининграде, жаль, что такому траулеру-музею для памяти потомков уже не суждено появиться.

Вагиз Шарафутдинов, старший механик БМРТ «Данко»:

- Корпус у них хороший, еще со времен Советского Союза. Очень крепкий. Время, конечно, сточило механизмы, но 53 года продержаться, извините… Механизмы надежные, главный двигатель неприхотливый, работает идеально, только следи за ним, и все. Хороший пароход, приятный. Даже ходить по нему приятно. И работать приятно на нем было. Такой пароход очень жалко.

В свой последний рейс последний Бармалей ушел без людей, которые работали с ним годы и годы. Биографии судов очень похожи на человеческие, все мы: и люди, и корабли - к сожалению, смертны. Скоро главный двигатель - сердце «Данко» - остановится. Но и для последнего рейса будет уместно пожелание: семь футов под килем!
Дата публикации: 
29.04.2020