Инвестквоты — что там с "малышами"?

Автор: 
korabel.ru

 

Вот уже несколько лет, как в России реализуется программа обновления рыболовного флота, запущенная с принятием закона об инвестиционных квотах. Перед его принятием ломалось много копий, были споры, столкновение мнений, часто диаметральных противоположных.

Но в итоге начался действительно важный и действительно эффективный процесс — рыбаки пришли на российские верфи и строят новые суда. Пусть пока в большинстве своем по иностранным проектам и с высокой долей иностранного оборудования. Но лиха беда начало — уже есть "дорожная карта", подразумевающая все большую локализацию таких судов.

На эту тему мы на портале и в журнале писали уже не раз. Ссылки на самые важные материалы, с разных углов освещающие ситуацию вокруг инвестквот вас ждут в конце этой статьи. Но всегда, посещая разные мероприятия, где обсуждалась рыболовная тематика, мы старались задать спикерам вопрос — а как там обстоит дело с поддержкой малотоннажного флота?

Не секрет, что в рамках программы "квот под киль" сейчас работают крупные судовладельцы — холдинги или компании, ведущие промысел в широких масштабах на огромных траулерах. Именно за их заказы бились в последние годы "Адмиралтейские верфи" и "Янтарь", "Северная верфь", Выборгский завод и "Пелла". И не зря. Это дало солидную загрузку заводам, позволило им диверсифицировать свою деятельность, по сути — открыло новую страницу в их трудовой биографии.
 

 
Головной траулер проекта ST118L-ATF на ВСЗ / Корабел.ру

 

А вот "малыши", по крайней мере, до середины прошлого года, оставались в тени. Но стоит признать, совсем в лету забвения им кануть не позволили. На наши коварные вопросы чиновники отвечали — помним и о них тоже, просто на первом этапе целесообразно сосредоточиться именно на крупных игроках. Это даст возможность запустить сам механизм поддержки отечественных рыбаков и верфей. А там — дойдут руки и до малотоннажных судов.

На четверть поддержим!

Летом 2018 года эти обещания начали обретать конкретную форму. Росрыболовство изучило вопрос и пришло к выводу, что по стране есть потребность в сотне малотоннажных судов, задействованных в прибрежном промысле. Без государственной помощи в том или ином формате столь масштабное обновление флота просто немыслимо — у мелких рыбаков просто отсутствует возможность самостоятельно взвалить на себя такие затраты.

Чиновники пошли навстречу — предложили компенсировать мелким судовладельцам не менее четверти стоимости новых единиц малого флота при условии, что они закажут их на отечественных верфях. Деньги будут выделяться заказчикам по факту ввода свежепостроенных судов в эксплуатацию.

По прикидкам разработчиков этой программы, она должна быть рассчитана на пять-семь лет и потребует выделения из госбюджета порядка 3 — 5,5 млрд рублей. Адресатами этой субсидии в первую очередь предполагается сделать рыбаков, работающих в южных акваториях и на Балтике.

— В целях обеспечения добычи недоосваиваемого количества водных биоресурсов в Северном, Западном, Волго-Каспийском и Азово-Черноморском рыбохозяйственных бассейнах нам необходимо строительство дополнительно не менее 70 мало- и среднетоннажных судов. Если на Дальнем Востоке мы можем применить для решения данной задачи инвестиционные квоты, то в остальных бассейнах ключевой, по нашему мнению, является возможность предоставления заказчику прямых денежных компенсаций, — заявлял полгода назад замглавы Росрыболовства Петр Савчук.
 

Петр Савчук - заместитель руководителя Росрыболовства / "Росрыболовство"

 

Семь судов для Балтики

И вот, похоже, этап разговоров закончен — начинается новый этап. В Росрыболовстве уже формируют совместно с Минпромторгом перечень типов судов для проектирования в рамках нового витка программы господдержки.

В начале февраля 2019 года на эту тему прошло специальное совещание, в ходе которого Петр Савчук в режиме видеоконференции обсудил детали с рыбаками. Для небольших компаний и фирм, ведущих деятельность на Балтийском море, предполагается построить семь судов разных типов.

Подробностей пока немного, но ведомство все же указало, что это будут суда по проектам калининградского КБ Adomat и хорошо нам известной фирмы "Наутик Рус" — российской "дочки" крупного исландского КБ. Напомним, что в прошлом году мы общались с консультантом "Наутик Рус" Альфредом Тулиниусом и он очень уверенно говорил, что его компания станет ведущим российским КБ в нише проектирования рыболовных судов.

Калиниградский Adomat, судя по картинке, сопровождающей новость об этом совещании на официальном сайте Росрыболовства, предоставит проект 174610.
 

Проект 174610 / "Росрыболовство"

 

Это сейнер со следующими характеристиками:

Символ класса — КМ (★) Iсе1 R2 AUT3 Fishing vessel
Длина наибольшая, м — 26,62
Ширина наибольшая, м — 8,6
Осадка расчетная, м — 3,8
Водоизмещение, т — 447
Мощность ГД, кВт — 735
Объем грузовых танков RSW, м — 3200
Автономность, сут. — 10
Экипаж, чел. — 8

Судно предназначено для круглогодичного лова салаки, кильки, трески и камбалы пелагическими, донными и близнецовыми тралами по кормовой схеме траления, а также лова рыбы кошельковым неводом; транспортировки улова наливом в охлажденном виде к местам приема и переработки рыбы на берегу.

Что касается проекта от "Наутик Рус", то, скорее всего, это будет свежая разработка, внешний вид и и некоторые характеристики которой компания представила в ноябре 2018 года. Проект получил название Baltic Raptor. Судно предполагается длиной в 24 метра, шириной в 9 метров, автономностью в 10 дней. Экипаж его составит 9 человек.
 

Baltic Raptor / "Росрыболовство"

 

У остальных все сложно

В Азово-Черноморском регионе ситуация следующая. Рыбаки просят профинансировать постройку 10 судов, но там условия промысла сильно разнятся в зависимости от конкретной акватории, поэтому с определением типов судов возникли определенные сложности. Сейчас обсуждается сразу четыре проекта судов – малых и средних сейнеров.

При этом в Каспийском регионе пока тема пробуксовывает — никаких заявок от рыбаков так и не поступило. В Росрыболовстве уверены, что к этой категории будущих заказчиков нужно особое внимание.

— Волго-Каспийский бассейн требует определенного внимания и проработки вопроса. Ресурсы для освоения там есть, наука это доказывает. Кроме того, в Махачкале строится перерабатывающий завод, который будет принимать уловы. Его открытие запланировано на весну 2019 года. То есть мы создаем все условия для развития промысла в регионе. Считаю, что в нем могут быть заинтересованы крупные компании, которые занимаются рыболовством в других бассейнах, — прокомментировал эту ситуацию Петр Савчук. Точно так же отдельное заседание рабочей группы будет проведено по Дальнему Востоку.

Тридцать судов, тридцать процентов

А закончить эту статью следует информацией о том, как на сегодняшний день видит Минпромторг механизм поддержки. По сравнению с прошлогодними летними планами появились некоторые важные коррективы.

Итак, проект механизма господдержки, по словам заместителя директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Николай Шабликов предполагает заключение контракта между заказчиком судна и верфью с 10-процентной оплатой строительства. Затем следует соглашение между заказчиком и Минпромторгом, где будут прописаны сроки строительства и предоставление субсидий.
 

Николай Шабликов, заместитель директора департамента Минпромторга / Корабел.ру

 

Важно, что размер субсидий составит уже не четверть, а от 25 до 30% капитальных затрат. Кроме того, рассматривается возможность включить в программу суда, заложенные в 2018 году до момента введения новой меры.
 

По информации Росрыболовства, в целом на первом этапе возможно строительство в рамках этой программы трех десятков мало- и среднетоннажных судов.

 

Дата публикации: 
20.02.2019